В подобном морге очнулась Барбара Долежалова

В сентябре 1873 года на севере Чехии, в Чешской Каменице двадцатидвухлетняя Барбара Долежалова выходила замуж за некоего Иосифа Млынарже. Свадебная церемония проходила идиллически до того момента, когда священник объявил новобрачных супругами. Только после этого Барбара опустилась на землю и осталась лежать, как бревно. Присутствующие подумали, что упала в обморок. Но невеста не вставала. К ней подошел присутствующий врач, и к ужасу присутствующих констатировал остановку сердца и смерть. Свадьба превратилась в ужас.

В подобном морге очнулась Барбара Долежалова

После осмотра и заполнения свидетельства о смерти покойницу перевезли в местный морг, где тело должно было остаться до похорон. Два дня спустя услышал могильщик Ян Скочдополе из морга истерический крик. Весь затрясся, побежал к источнику ужасающих звуков и трясущейся рукой открыл замок домика. В гробе без крышки там сидела растрепанная и вопящая Барбара. Вызванный врач заявил, что она совершенно здорова, только растеряна и дезориентирована. Только казалась мертвой.

Страх перед так называемой „мнимой смертью“ сопровождал человечество с давних времен, но более подробно им начали интересоваться в эпоху просвещения и поздний период эпохи просвещения.

Не должно произойти ужасное убийство

 Аллегория смерти - Бальдунг Грин Ганс (Нans Baldung) – и его Три возраста и смерть 2-й половины 16-го века
Аллегория смерти — Бальдунг Грин Ганс (Нans Baldung) – и его Три возраста и смерть 2-й половины 16-го века.

О страхе смерти писал в 1797 году профессор пражского медицинского факультета Adalbert Vincenz Zarda (1755-1811): „Каждое существо имеет, по мнению ученых, уже с момента своего рождения радость от своего бытия, и страх от своего уничтожения. И человек, высшая ступень живых организмов, в котором проявляется совершенство жизни и сочетание всех сил живой природы, должен иметь это качество в три раза сильнее“.

Кажущейся смерти уделяли внимание ведущие ученые своего времени. Среди других врач Мария Терезия Герхард или граф Леопольд фон Берхтольд (1759-1809), который в 1791 году издал документ Краткий метод, как снова оживить все виды мнимо умерших, чтобы не произошло ужасного убийства, т.е. погребения в могиле живого. Перечисленные в нем десять основных признаков смерти, которые приняли, и другие образованные люди. С ним согласился даже упомянутый Zarda.

Основными признаками смерти считались: небьющееся сердце и отсутствие пульса, отсутствие дыхания, отсутствие движения, холодное тело, отвисшая челюсть и расширенные зрачки, окоченевшие конечности, из вскрытой вены не течет кровь, стеклянный взгляд, нулевая мышечная реакция, признаки гниения.
Документ содержал советы о том, как кажущуюся смерть распознать и как пострадавшему помочь. Конечно, с соответствующими примерами.

Прожег отверстие до черепа

Брюннер Цайтунг в 1792 году писал, что какой-то мужчина жил с сильной и здоровой сорокалетней женщиной. В один прекрасный день с ней, вероятно, случился инсульт. Одиннадцать дней она лежала без каких-либо признаков жизни, пока врач констатировал, что ей не может помочь. Предложил мужу еще последний вариант – выжечь якобы умершей в голове дыру раскаленным железом. Муж, хотя и испугался, но, в конце концов, согласился.

Врач два раза приложил железо, в коже прожег отверстие до черепа. Ничего. Только при третьем прикосновении женщина вскрикнула: „ Господи Иисусе!“ Затем упала в обморок. Через час очнулась, а после трех часов начала нормально говорить. С тех пор он была здоровой.
Настолько радикальные методы, однако, не рекомендовались.

Гроб с разбитой крышкой

Иоганн Генрих Фюссли - Ночной кошмар, 1791 г.
Иоганн Генрих Фюссли — Ночной кошмар, 1791 г.

К полезным мерам, которые должны предотвратить мнимую смерть относились: осмотр умершего врачом, достаточный период между смертью и похоронами, создание моргов. Для „пробуждения“, кажущихся мертвых кроме уксуса и кровопускания рекомендовались также курьезные средства и инструменты — факел на цепи, который можно спускать в могилу, банка с кислородом, изготовления гробов с разбитой крышкой, оснащение гроба молотком или дыхательной трубкой, торчащий из могилы. Кроме того, создавались так называемые Благотворительные общества по спасению мнимо умерших и лиц.

Обществу принадлежал „дом спасения“, в котором должна осуществляется врачами реанимация. В Вене возник этот институт в 1803 году, в Праге был фундамент этой лиги заложен в 1797 году на правом берегу Влтавы. В девяностые годы 18-го века Zarda опубликовал отчет о 42 лицах, которым была выполнена реанимации в Праге и в нескольких других местах.

Среди них были случаи утопления, отравления, мнимо умершие новорожденные, повесившиеся. Помощь была успешной в 32 случаях. К ним относится и первое кесарево сечение в Чехии, проведенное 21 мая 1792 г. которым руководил известный пражский акушер Johann Melitsch (1763-1837). Однако, страх от мнимой смерти так и не удалось подавить, также благодаря слухам о зомби и вампирах 40-х годов 18-го века из Чехии, Моравии и Силезии. А зомби не хотел стать никто.

Умерший благодарит за палку

В тридцатые годы 14 века летописи зафиксировали два случая вампиризма. Оба впервые описал Иоанн Неплах (1322-1368) в своей летописи — два века спустя ее принял и расширил Вацлав Гаек из Либочан, от которого ее приняли другие авторы. Первый случай произошел в 1333 году в Блове у Кадани. Там умер пастырь Myslata. После смерти скитался по региону, пугал и душил местных жителей, стал причиной ночных кошмаров. После того, как его проткнули колом, это ему никак не нанесло никакого вреда, наоборот, с презрением заявил: „Они были на меня злы, но дали мне палку, чтобы я мог защищаться от собак“. Буйство вампира прекратилось только после сожжения его тела.

Второй случай призошел в 1340 году в деревне Левина. Какая-то женщина там была похоронена, но после смерти начала душить людей и преследовать их во сне, также была проткнута и сожжена. Описаны были и другие подобные события — люди на их основе полагали, что мнимая смерть может привести к вампиризму.

Сердце полное крови

Вампиризм якобы проявлялся и в последующих столетиях. Летописец Шимон Гюттел (1530-1601) и историк Богуслав Балбин описали событие, происходившее в 1576 году в Трутновском крае. Некоего Stefana Hubera постигла внезапная смерть, и люди думали, что он был заживо похоронен. Поэтому его могила была открыта а тело не было повреждено. Это всех испугало, и было приказано, чтобы его сердце было вырвано. По летописи „было сердце все еще полно крови“.

Аналогичные явления появлялись на всех континентах. Они были связаны и с особыми похоронами. Примером является Румыния, в которой своеобразно хоронили до 20-го века.

Двойное перезахоронение

В Румынии, чтобы избежать превращения человека в вампира, эксгумировали останки мертвого спустя три года после смерти в случае ребенка, после четырех или пяти лет, если это был молодой человек, и после семи лет в случае, если это человек пожилого возраста. Если труп не был разложившимся, автоматически предполагалось, что это вампир. Чистые побелевшие кости были признаком того, что душа радостно отошла в вечный покой.

После этого родственники умершего омывали кости в воде и вине, закутывали в льняное полотно и снова хоронили. В 1926 году, румынская фольклористка Agnes Murgoci заявила, что вера в вампиров было еще несколько лет назад обычным явлением.

В чешских землях вампиров уничтожали сожжением их трупов. Это присходило главным образом в Моравии.

Садятся к столу

Сооружения по спасению мнимо умерших были сложные
Сооружения по спасению мнимо умерших были сложные

Исследователь и аббат Августин Калмэт события описал следующим образом: „В этой стране обычное и частое явление, что уже некоторое время умершие люди ходят по округе, садятся за стол к лицам, которых знали еще заживо, а затем наклоном головы покажут на кого-то, кто через несколько дней, безусловно, умрет“.

„Епископы и священники этой страны требовали от Рима объяснения так необычного дела, но не получили ответа, ведь там полагали, что все это просто видения, ничего, кроме фантазии народа. Затем решили выкопать из земли тела тех, кто таким образом появлялся, чтобы сжечь или иным способом уничтожить“, — писал аббат Калмэт из Оломоуце.

Оломоуцкая консистория действительно решила предполагаемых вампиров вынимать из могил и сжигать. В 1731 году распорядилась эксгумировать девять трупов, из них семь детей. Об этом стала интересоваться даже императрица Мария-Терезия. Поручила начать официальное рассмотрение дела, в котором принял участие и ее личный врач голландец Gerard van Swieten.

Он поступил рационально. Подобные действия осудил. Среди прочего сообщил: „Оломоуцкие комиссары никогда не приглашали хирургов для оценки событий. Приглашали только представителя духовенства, которые с большинстве случаев принимали решение о вампиризме. Так появились записи, что в 1723 году велели сжечь тело мужчины через 13 дней после смерти, а к приговору прилагалось в качестве причины то, что его бабушка в деревне не имела хорошую репутацию. В 1724 году велели сжечь труп мужчины через 18 дней после смерти, ибо был родственникам предыдущего“.

Мария-Терезия отреагировала быстро. 1 марта 1795 года, сразу же после того, как получила рукопись своего врача, издала Указ о вампирах, который запрещал эксгумацию и кремацию трупов предполагаемых вампиров, ибо речь идет только „о предрассудок и заблуждение“.

Так или иначе, летаргический сон, когда человек выглядит как мертвый, до сих пор вызывает обеспокоенность и суеверный страх.

Добавить комментарий